- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Руководство
- Педагогический состав
- Образование
- Образовательные стандарты
- Программа развития
- Материально-техническое обеспечение и оснащённость учебно-воспитательного процесса
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Вакантные места для приёма (перевода)
- Отчеты
- Учебный график
- Платные образовательные услуги
- Воспитательная работа
- Библиотека
- Английский язык в школе
- ОДОД
- Профилактика экстремизма
- Медицинский кабинет
- Социально-психологическая помощь
- ГТО
- Президентские состязания и игры
- Противодействие коррупции
- Видео
- Предписания надзорных органов
- История школы
Психофизиологические особенности подростков
• Специфика психологии подросткового возраста
Важнейшей особенностью подросткового возраста является принадлежность подростка и к миру детей, и к миру взрослых. Чрезвычайно отчётливо все трудности и проблемы взросления представлены в построении подростком своей жизненной перспективы, т.е. попытки соотнести желаемое и субъективно оцениваемое возможное.
С 11 до 13 лет происходит процесс полового созревания, который фактически держит подростком заложниками. Гормональный взрыв подчиняет себе всё существо младшего подростка. В этом возрасте процесс самоконтроля находится на очень низком уровне, чаще всего младшие подростки проявляют крайнюю интраверсию, т.к. им кажется, что окружающие их совершенно не понимают и обращение к ним всё равно бессмысленно. Если этот процесс проходит тяжело, то подросток модет не только неадекватно реагированть на типовые ситуации, но и чреват серьёзными внутриличностными конфликтами и может осложняться тем, что подросток замыкается в себе, не впуская в свой встревоженный внутренний мир никого. Младшие подростки раздражительны, настроение их часто меняется на взгляд стороннего наблюдателя совершенно без причины, симпатии и антипатии основываются только на эмоциональном восприятии человека, с которым подросток общается в данный момент. Зачастую подростки негативно воспринимают желание взрослых помочь, но не потому что не доверяют близким, а потому что их мир встал с ног на голову, ещё недавно близкие люди кажутся чужими, желание приободрить - насмешкой, вопросы - допросами, желанием что-то вызнать, а потом использовать против них. Всегда нужно помнить, что это не сознательный негативизм, а тяжелейший психологический кризис, который переживает каждый человек. Это тот период, когда подростку необходимо доказать всем и себе самому, что он в этом мире что-то значит. Это тот период, когда взрослым нужно быть наиболее чуткими.
К четырнадцати годам практически завершается процесс полового созревания и центр внимания подростка, как правило, переносится в окружающий мир, т.е. интраверсия, свойственная тринадцатилетним, сменяется экстраверсией. Психологи отмечают, что в этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе, одновременно у него растёт интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с другими. В этом возрасте происходит переход от подросткового возраста к юношеству, или как иначе называют эти фазы развития, происходит переход от фазы негативного подросткового возраста к стадии позитивной. В этот период жизни человек глубоко задумывается над значением и смыслом жизни. Нередки нервные срывы из-за колоссального нервного перенапряжения, свойственного этому возрасту, связанного с потерей душевного равновесия из-за отсутствия чёткой перспективы и всякой ясности в жизни.
В этот период чрезвычайно важным становится внешний вид и мнение окружающих о нём. Ярко выражены обиды, которые окружающие воспринимают как «обиды на пустом месте», на самом деле таковыми не являющиеся, т.к. они всегда сопряжены с обидными замечаниями по поводу внешнего вида, речи, и пр. вещей, которые на первый взгляд окружающим людям кажутся несущественными.
Кроме того, возрасту 14-15 лет обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или непринятии каких-либо точек зрения, принятия решения, выражения самостоятельности и пр. Подростки 14-15 лет всем своим существом и каждую минуту борются за право на собственную позицию, убеждения, привязанности (причём зачастую лишь для того, чтобы окружающие знали, что у них другая точка зрения).
В этом возрасте складываются особенные отношения со сверстниками. Авторитет родителей в этом возрасте практически нулевой, авторитет взрослых колеблется в зависимости от степени доверительности отношений. На первый план выходят отношения с друзьями. Любая информация превращается в секретную, интимную. Друг обладает высшей степенью доверия, подросток постоянно рискует в своём максималистском отношении к друзьям, но без риска данный период жизни не возможен. В этом возрасте стремление к полной, казалось бы, независимости и бесконтрольности соседствует с бурным развитием самоконтроля и самоограничения. В этот период человек начинает строить планы будущего, выстраивать перспективы. Конечно же, всю содержательную сторону жизненной перспективы составляет система ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения человека, выражая личностную значимость тех или иных областей жизни. В то же самое время построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлением о привлекательности, с одной стороны, и доступности, с другой, тех или иных ценностей. В данный подростковый период сильно стремление отыскать свой идеал, применить его к себе, найти адекватный своему мироощущению стиль поведения. При этом зачастую подросток, не применяя к себе свой идеал, требует от других, чтобы они этому идеалу соответствовали, если же этого не происходит, подросток воспринимает нежелание или неумение других людей соответствовать его представлению об идеале как непонимание и отрицательное к нему отношение.
Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в обществе, в котором вращается подросток, завоевать авторитет, уважение. Подростку необходим такой статус в социальной группе, который будет соответствовать его, как правило, завышенной самооценке. Необходимо отметить в связи с этим, что в этом возрасте практически невозможно встретить адекватную самооценку. Самооценка подростка либо завышена, что помогает ему справляться со многими типичными для этого возраста трудностями, либо заниженная, вызванная какими-либо негативными отклонениями в жизни подростка, как то неблагополучная семья, психотравма и пр. Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своей деятельности и своих решений. Источник конфликтов с родителями, которые неизбежны в этот период, заключается как раз в этом: подросток акцентирует внимание на ближайших перспективах, родители – на отдалённых.
К шестнадцати годам обычно равновесие более или менее возвращается, прекращается необоснованный открытый бунт ради бунта, более или менее восстанавливается эмоциональная уравновешенность. Значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, устремлённость в будущее, уменьшается количество нервных срывов, более гладко проходят адаптивные процессы. Главная особенность юношеского (или позитивного подросткового) возраста – это осознание собственной индивидуальности и неповторимости. Как следствие подобного осознания может возникнуть острое чувство одиночества, внутренняя напряжённость. Кроме того, шаткое равновесие внутреннего мира нарушается необходимостью самоопределения в жизни. Сделать этот шаг чрезвычайно трудно, поскольку он сопряжён с отказом от других возможностей.
Таким образом, подросток 14-17 лет ведёт очень насыщенную внутреннюю жизнь и главной помощью взрослых в данный период является умение своевременно задавать те или иные вопросы, которые помогут подростку прийти к правильному решению и преодолеть многие проблемы.
• Возрастные подростковые кризисы
Каждый возрастной кризис связан с тем, что новые возможности, появляющиеся у человека, вступают в противоречие с уже сложившимся уровнем требованием к нему, с тем место в жизни, который он уже занимает. Кроме того, возрастной подростковый кризис связан ещё с тем, что, как доказали учёные, возраст 12-16 лет является своеобразным отражением возраста 2-5 лет: то же осознание себя, то же проявление и желание самостоятельности, тот же конфликт со взрослыми, только на более серьёзном и глубоком уровне. В период от 2 до 5 лет созревают автономность, стыд и сомнения, ребёнок становится автономен и независим в удовлетворении своих жизненных потребностей. Если ситуация в семье ребёнка, которому от 2 до 5 лет, неблагоприятна, то в подростковом возрасте ребёнка у таких родителей будут большие проблемы с ним.
Возрастной подростковый кризис – один из самых тяжёлых кризисов в жизни человека, кроме того, этот период определяет многое в поведении взрослого человека. Как уже говорилось, ведущим мотивом поведения подростка является желание утвердиться в обществе, завоевать авторитет, уважение и внимание в социальной группе. Но разве не это же требуется взрослому человеку, рассчитывающему на успешную карьеру? Просто у подростков не хватает так называемых внутренних контролирующих моментов и чёткой дифференциации цены успешности. Подросток может гордиться принадлежностью к группе, даже если возможностью попасть в эту группу служит наркотик – это своеобразная «плата» за то, чтобы данная группа приняла подростка в свои ряды. Помимо этого нужно отметить, что самое большое число случаев жестокости приходится на подростковый возраст 11-16 лет. Чаще всего истоки её лежат во внутриличностных конфликтах, которых у подростков большое количество, а, кроме того, эти конфликты могут столкнуться с неадекватно завышенными притязаниями, «настроем» общества, в котором существует подросток и пр. М.И. Буянов отмечает: «Ребёнок, не имеющий сильных биологических аномалий, становится таким, каким его «делает» окружение: если окружающие хотят, чтобы ребёнок был добрым, он будет таким, но если они или обстоятельства будут воспитывать в нём жестокость, он станет жестоким, так как у детей способность противостоять окружающему воздействию <…> незначительна».
Зачастую подростки попадают по определению психологов в так называемую девиантную группу. Переход в такую группу даёт подростку новые способы самоутверждения, недостатки «оборачиваются» достоинствами, уровень самоутверждения повышается. Асоциальное поведение в данном случае является следствием низкой самооценки, неудовлетворённости положения в социуме и других потребностей подростка, протест против восприятия подростка ребёнком, желание не походить на родителей (такое происходит во внешне благополучных семьях с "холодными" родителями). Психологи часто называют такое явление девиантной виктимностью подростка.
С точки зрения психологии девиантного поведения виктимность – это психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущей к деформации развития личности. В результате такого дефицита условий нормального развития личности формируется деформированная личность, подросток компенсирует свою кажущуюся или явную ущербность при помощи различных форм отклоняющегося поведения, но так как подросток является личностью социально некомпетентной, то он фактически становится жертвой своего отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация. Таким подросткам свойственны: снижение уровня мотивации, заниженная самооценка, дефицит ценностных ориентаций, высокий конформизм, повышенная тревожность, внутренняя напряжённость, эмоциональная ригидность, эмоциональная вязкость и монотонность, эмоциональное огрубление, сниженная способность или затруднённость в вербализации эмоциональных состояний. Такие подростки плохо приспосабливаются к внешним условиям, противостоят группе без наличия объективных причин, их возрастной подростковый кризис проходит тяжело.
Помимо девиации поведения подростков существует ещё одна опасность данного возрастного кризиса: это частые в этом возрасте суицидальные попытки.
Личко А.Е выделяет 3 типа суицидального поведения :
• Демонстративное – без намерения покончить с собой.
• Аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта.
• Истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.
По исследованиям Бойко О.В. выделяются также отдельные причины подростковых самоубийств:
• Конфликты с окружающими - 94% (в первую очередь с родителями - 66%);
• Чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания - 38%;
• Переживание обиды - 32%;
• Состояние здоровья - 15%.
Кроме этого детским попыткам самоубийств могут предшествовать :
• Вина и стыд за проступки;
• Насилие над детьми;
• Развод родителей;
• Алкоголизм или амбивалентное отношение матери;
• Потеря близких;
• Гиперопека;
• Заброшенность.
Суицид является тоже своего рода девиацией, этот период преходящ, как и его кризис, и задача взрослых отнестись к нему со всей серьёзностью и помочь подростку сформировать важнейшее новообразование его личности – чувство взрослости. Внутренний мир подростка, как и любого человека, можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом. Спешка, неумение и нежелание выслушать подростка, неспособность вникнуть в то, что происходит в его внутреннем мире, который ничуть не проще взрослого, уверенность в «непогрешимости» взрослого мира – всё это ведёт к обострению и так сложнейшего подросткового кризиса.
• Подростковая сексуальность
Изменение гормонального обмена вызывает у подростков повышенную возбудимость и раздражительность. Отсутствие гармонии в физическом и психическом облике проецируется подростком на весь окружающий мир. Половое созревание пробуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, обостряя проблему роста, комплекции и прочего. Гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые сексуальные переживания, а неравномерность физического и психосоциального развития заставляют подростка заново осмысливать свою половую и сексуальную идентичность. В подростковом возрасте закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичности, а также и сексуальные ориентации.
Тревоги по поводу своего телесного облика нередко принимают форму дисморфофобии. Синдром дисморфофобии проявляется именно в переходном возрасте, так как у всех подростков возникает стремление довести свою внешность до соответствия какому-либо идеалу маскулинности (фемининности). Хотя процесс взросления зависит от половой конституции подростка, гормональные процессы, эротические переживания и эмоциональные привязанности, влюблённости развиваются как бы отдельно. Содержание сексуальных интересов и эротических фантазий подростка в значительной мере определяется и культурными нормативами. Почему необходимо отдельно сказать о подростковой сексуальности? Потому что существует ряд проблем в этой области, которые и определяют некоторые черты поведения подростков и процессы их адаптации в обществе.
Прежде всего, это проблема подростковой гиперсексуальности. Однако И.С. Кон отмечает: «Повышенная половая возбудимость способствует появлению эротических интересов, мастурбации и т.д. <…> Однако переоценивать роль гормональных факторов не следует. <…> На самом деле это не только фаза биологического созревания, но и определённый социальный переход, причём и биологические, и социальные процессы, охватываемые понятием пубертата, крайне неравномерны, гетерохронны, имеют подвижные границы и многочисленные индивидуальные вариации». Кроме того, психологическая сторона этого процесса также имеет большое значение – как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает изменения и события, связанные с его сексуальностью и половой жизнью – подготовлен ли он к ним, вызывают они испуг или радость и т.д. Это зависит как от социальных условий развития подростка, так и от индивидуальных особенностей.
Сексуальное поведение подростков связано с очень широким кругом социальных и психологических факторов, оно непосредственно зависит от того, насколько важное и какое именно субъективное значение ей придаётся. Высокое самоуважение и напряжённые жизненные события повышают, а недостаток опыта разнополого общения снижает значение этой стороны жизни. Высокая сексуальная активность подростка позволяет предсказать его вовлечённость в девиантную социальную среду и в сексуально-активное окружение, причём обе эти среды логично взаимосвязаны.
Психологические факторы имеют также решающее значение и при оценке такого типичного явления подростковой сексуальности, как мастурбация. Статистически подростковая мастурбация самая массовая. Некоторая опасность подростковой мастурбации заключается в том, что условнорефлекторное закрепление мастурбаторных фантазий может создать у подростка нереалистичный эталон, по сравнению с которым его реальный сексуальный опыт может показаться разочаровывающим, особенно учитывая вполне определённые трудности первых сексуальных отношений. И.С. Кон утверждает, что, однако, «применительно к подросткам и юношам тревожить должны не сам факт мастурбации (так как это массовое явление) и даже не её интенсивность (так как индивидуальная «норма» связана с половой конституцией), а превращение мастурбации в навязчивость, вредно влияющую на самочувствие и поведение старшеклассников». Тем не менее, в случаях такого нарушения мастурбация большей частью служит не столько причиной плохой социальной адаптации, сколько её симптомом и закономерным следствием.
Затрагивая проблемы подростковой сексуальности, необходимо помнить две важные её особенности:
• Экспериментальный характер сексуального поведения подростков;
• Опережение эротическими потребностями и интересами развития эмоционально-коммуникативных свойств и навыков подростков.
Высокая сексуальная активность сама по себе не является причиной асоциального поведения. Там, где подростковая сексуальность не табуируется, её связь с девиантными проявлениями ослабевает и даже подчас совсем исчезает.
Распространённая трудность подросткового возраста, сильно влияющая на сексуальное поведение – застенчивость, тесно связанная с интроверсией, а иногда даже невротизмом.
• Особенности подростковой социализации
Период взросления сопровождается восприимчивостью к социальной обстановке и отношениям между людьми. В этом возрасте растёт интерес к социальной роли личности. Референтная группа сверстников в подростковом возрасте приобретает большое значение, а родители как референтные личности, как уже отмечалось, играют крайне незначительную роль. В процессе социализации значительную роль играет учебное заведение. Кроме образовательной функции, оно выполняет функции формирования личности и выработки адекватного социального поведения. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
• Осознание временной протяжённости своего «Я», включающей своё детское прошлое и взрослое будущее;
• Осознание себя, как отличного от интериоризированных родительских образов;
• Осуществление системы выборов, обеспечивающих цельность личности.
В этот период времени происходит основной процесс социально-психологической адаптации. Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение взаимодействия личности подростка со средой, которое характеризуется:
• Сохранением личности и социальной среды, экологичным отношением индивида к себе и миру вокруг него, осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;
• Приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям социальной среды, причём становление новых приспособительных механизмов ориентировано на гармонизацию взаимодействия личности со средой.
Итак, достижение психосоциальной зрелости и адаптация в социуме являются главным итогом подросткового возраста.