Адаптация к школе

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ
Поступление ребёнка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным в этом периоде является процесс адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребёнку нужна помощь и в первую очередь он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Существует множество определений школьной адаптации. Как один из примеров классического определения можно привести определение М.В. Максимовой, которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребёнка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность») фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков проявления школьной дезадптации учёные единодушно относят серьёзные затруднения в учёбе и нарушения школьных норм поведения.
Основными факторами, которые могут стать причиной школьной неуспеваемости, являются:
•  Недостаточная психологическая готовность ребёнка к школе;
•  Социально-педагогическая запущенность;
•  Соматические нарушения;
•  Нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия);
•  Эмоциональные расстройства (в т.ч. психотравмы, недавние стрессы и пр.)
Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки учебной деятельности и распространяющихся на отношения со сверстниками, у ребёнка постепенно формируется ощущение собственной беспомощности, заниженная самооценка, проявляются неадекватные попытки компенсировать собственную несостоятельность, проявляющиеся в асоциальном поведении. Зачастую самоактуализация осуществляется противодействием школьным нормам, нарушением дисциплины, повышенной конфликтностью и выраженной (демонстрируемой всем и каждому) утратой интереса к учебной деятельности.
Как же избежать школьной дезадаптации первоклассника?
Практически все дети, поступая в школу, очень хотят соответствовать её требованиям, быть хорошими учениками, доказывать взрослым, что они справляются со всеми требованиями. Практически у всех первоклашек в первые две-три недели высокая мотивация в обучению. Очень важно поддержать ребёнка на самом старте обучения, создать ситуацию успеха, помочь преодолеть первые страхи неудачи в школе.
Новое окружение, новые требования на первых порах пребывания в школе делают ребёнка беззащитным и легкоуязвимым. В классе он может ощущать себя одиноко наедине со всеми трудностями, которые сваливаются на него в школе после уютного мира детского сада (особенно трудно тем, кто в детский сад не ходил). Вот почему важно, чтобы первые несколько месяцев близкие ребёнку взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, поясняли, как ведутся тетради и пр. Важно, чтобы ребёнок понял, что ошибка – это не преступление, за которым обязательно последует наказание, что ошибка – это нормальное явление в учёбе, для того учёба и существует, чтобы не совершать ошибки потом, что дети должны делать ошибки, в противном случае – они сразу рождались бы взрослыми…
У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Здесь взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребёнка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать вместе с ребёнком. В этот период очень важную роль начинает играть учитель. Ребёнок его копирует, подражает ему, ссылается на него к месту или нет. Таким кумиром учитель зачастую остаётся до 3-4 класса. К этому нужно относиться спокойно, без ревности, т.к. такое поведение ребёнка вовсе не означает, что родители для него стали отходить на второй план, просто в этот период времени ребёнок вступает в следующий психологический период жизни и меняет социальную роль.
Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Нужно научить ребёнка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он умел делать какое-то время назад. Лучше сохранить его старые тетради, а потом обсудить, чего он достиг за это время. Если такую привычку удастся выработать, что школьник всегда будет стремиться к новым достижениям, т.к. он будет видеть реальные свои достижения. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах. Если ребёнок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу первого учебного года у него должно сформироваться ответственное отношение к учёбе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес. Только после этого с ребёнка можно требовать выполнения тех или иных правил.
Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно детям, которые в семье не чувствуют переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и их учёбе учителей и взрослых дома. Отношение к учителю зачастую складывается на основе отношения родителей, об этом также необходимо помнить.
Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые впоследствии формируются в черты характера, которые считаются асоциальными. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребёнка, определённого мужества от взрослых вовремя признавать свои ошибки во благо своего ребёнка.
Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых. И от успешности этого старта зависит, кем станет ребёнок и то, каким он станет

     Поступление ребёнка в школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным в этом периоде является процесс адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребёнку нужна помощь и в первую очередь он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
     Существует множество определений школьной адаптации. Как один из примеров классического определения можно привести определение М.В. Максимовой, которая школьную адаптацию трактует как процесс вхождения ребёнка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность») фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе школьного обучения. К числу основных первичных внешних признаков проявления школьной дезадптации учёные единодушно относят серьёзные затруднения в учёбе и нарушения школьных норм поведения.

Основными факторами, которые могут стать причиной школьной неуспеваемости, являются:
•  Недостаточная психологическая готовность ребёнка к школе;
•  Социально-педагогическая запущенность;
•  Соматические нарушения;
•  Нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия);
•  Эмоциональные расстройства (в т.ч. психотравмы, недавние стрессы и пр.)

     Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки учебной деятельности и распространяющихся на отношения со сверстниками, у ребёнка постепенно формируется ощущение собственной беспомощности, заниженная самооценка, проявляются неадекватные попытки компенсировать собственную несостоятельность, проявляющиеся в асоциальном поведении. Зачастую самоактуализация осуществляется противодействием школьным нормам, нарушением дисциплины, повышенной конфликтностью и выраженной (демонстрируемой всем и каждому) утратой интереса к учебной деятельности.

     Как же избежать школьной дезадаптации первоклассника?

     Практически все дети, поступая в школу, очень хотят соответствовать её требованиям, быть хорошими учениками, доказывать взрослым, что они справляются со всеми требованиями. Практически у всех первоклашек в первые две-три недели высокая мотивация в обучению. Очень важно поддержать ребёнка на самом старте обучения, создать ситуацию успеха, помочь преодолеть первые страхи неудачи в школе.
     Новое окружение, новые требования на первых порах пребывания в школе делают ребёнка беззащитным и легкоуязвимым. В классе он может ощущать себя одиноко наедине со всеми трудностями, которые сваливаются на него в школе после уютного мира детского сада (особенно трудно тем, кто в детский сад не ходил). Вот почему важно, чтобы первые несколько месяцев близкие ребёнку взрослые помогли с объяснением правил поведения в школе, разбирали с ним различные школьные ситуации, приучили бы к новому режиму дня, поясняли, как ведутся тетради и пр. Важно, чтобы ребёнок понял, что ошибка – это не преступление, за которым обязательно последует наказание, что ошибка – это нормальное явление в учёбе, для того учёба и существует, чтобы не совершать ошибки потом, что дети должны делать ошибки, в противном случае – они сразу рождались бы взрослыми…
     У многих ребят через месяц наступает эмоциональный спад: надоедает рано вставать, сидеть на уроках и т.п. Здесь взрослые должны проявить максимальную изобретательность, чтобы поддержать мотивацию к обучению. Первые трудности учат ребёнка учиться. Важно спокойно и уверенно их преодолевать вместе с ребёнком. В этот период очень важную роль начинает играть учитель. Ребёнок его копирует, подражает ему, ссылается на него к месту или нет. Таким кумиром учитель зачастую остаётся до 3-4 класса. К этому нужно относиться спокойно, без ревности, т.к. такое поведение ребёнка вовсе не означает, что родители для него стали отходить на второй план, просто в этот период времени ребёнок вступает в следующий психологический период жизни и меняет социальную роль.
     Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Нужно научить ребёнка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он умел делать какое-то время назад. Лучше сохранить его старые тетради, а потом обсудить, чего он достиг за это время. Если такую привычку удастся выработать, что школьник всегда будет стремиться к новым достижениям, т.к. он будет видеть реальные свои достижения. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах. Если ребёнок чувствует помощь и поддержку дома, то к концу первого учебного года у него должно сформироваться ответственное отношение к учёбе, пунктуальность, обязательность, познавательный интерес. Только после этого с ребёнка можно требовать выполнения тех или иных правил.
     Главная причина школьной дезадаптации связана с характером семейного воспитания. Наиболее трудно детям, которые в семье не чувствуют переживание «мы». Другая причина в том, что трудности в учёбе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним и их учёбе учителей и взрослых дома. Отношение к учителю зачастую складывается на основе отношения родителей, об этом также необходимо помнить.
     Возникшая в начальной школе дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые впоследствии формируются в черты характера, которые считаются асоциальными. Своевременное их преодоление требует активного взаимодействия школы, родителей и ребёнка, определённого мужества от взрослых вовремя признавать свои ошибки во благо своего ребёнка.
     Начальное обучение – это старт сознательной жизни в мир взрослых. И от успешности этого старта зависит, кем станет ребёнок и то, каким он станет.