Страница логопеда Аниконовой Е.А.
Аниконова Елена Анатольевна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Организация логопедической помощи в ГБОУ СОШ №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Специально организованной формой дополнительного обучения учащихся в школе являются логопедические занятия, направленные на оказание помощи детям, испытывающим трудности в продуктивном усвоении программы обучения русскому языку и чтению, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.
Среди учащихся начальных классов трудности овладения языком имеют различную структуру и степень выраженности:
1гр.- фонетико-фонематические нарушения.
2гр.- общее недоразвитие речи разного уровня.
К первой группе относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). В письменной речи таких детей встречаются замены и смешения фонем (твёрдых-мягких; свистящих-шипящих; звонких-глухих; сонорных и т.д.), т.е. затруднена дифференциация звуков
- акустического (б/п. ш/ж, с/с’, в/в’...) и(или)
- артикуляционного (с/ш, ч/ц ...) сходства и различия звуков.
Такие нарушения препятствуют успешному овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слов и нередко служат причиной появления специфических нарушений чтения и письма.
Ко второй группе относятся дети, которые наряду с недоразвитием фонетико-фонематических процессов имеют недоразвитие лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР). Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении навыками чтения и письма, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам, так как страдают и словарный запас, и грамматический строй, и фонетико-фонематическая сторона речи. Таким детям свойственны: 1) недо-статочное понимание учебных заданий, вопросов или инструкций учителя; 2) трудности в формировании и формулировании собственных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Для таких детей проводятся специальные коррекционные занятия, направленные на коррекцию дисграфии (специфических ошибок письма). Занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая два раза в неделю по расписанию. Комплектование групп проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по результатам исследования письменной речи.
Задачи логопедической помощи:
1. выявление характера, степени выраженности и причин возникающих трудностей,
2. разработка маршрутов их преодоления,
3. проведение специальных коррекционных занятий,
4. консультирование учителей и родителей.
По результатам логопедического исследования скомплектовано 10 учебных групп, в которых занимаются учащиеся 2-4 классов. На занятиях обязательно учитываются основные параметры психологического статуса школьника:
1. социальные особенности общения, воспитания и развития ребёнка (социально-бытовые условия, внутрисемейные отношения, отношения со сверстниками),
2. особенности познавательной сферы (уровень умственного развития, работоспособность, темп умственной деятельности, соотношение уровня развития ребёнка и программно-педагогических требований на данной ступени развития),
3. особенности мотивационно личностной сферы (мотив учения и ведущий тип его регуляции),
4. особенности поведения в ситуациях внутри школьного взаимодействия.
В особых случаях дети и родители направляются на консультации в ППМСЦ Красногвардейского района.
Памятка для родителей
Причины неуспеваемости детей в школе
1. Неблагоприятные условия развития эмбриона в дородовом периоде (употребление матерью лекарств, наркотиков, никотина, алкоголя).
2. Дефицит материнской ласки, тепла, недостаточный уход за ребенком, разлад семейных отношений, что снижает тонус центральной нервной системы.
3. Состояние здоровья: частые болезни приводят к утомляемости, к снижению работоспособности.
4. Недостаточное речевое развитие, недостаточное логическое и абстрактное мышление, невысокий уровень абстрагирования.
5. Слабая моторика ребенка.
6. Низкая информированность об окружающем.
7. Некоммуникабельность.
8. Чрезмерная родительская опека, которая способствует развитию различных комплексов у ребенка: неуверенность в себе, нерешительность, замкнутость.
9. Несоответствие требований учителей и родителей возможностям учащихся.
Домашние задания для логопедических занятий дети записывают в школьный дневник 2 раза в неделю.
Дифференциация ошибок письма
(По Ястребовой А.В.)
Специфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Ошибки при нарушении звукопроизношения и фонематических процессов. 1.Смешение и замены согласных (оппозиционных) 2.Пропуск гласных 3.Различные искажения звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, написание лишних букв) 4.Раздельное написание частей слова 5.Замены и смешения йотированных букв 6.Графические ошибки Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи 1.Смешения и замены слов по акустическому и семантическому сходству 2.Различные искажения слоговой структуры слова 3.Ошибки падежных окончаний 4.Ошибки предложного управления 5.Ошибки согласования 6.Слитное написание предлогов со словом 7.Неправильное использование суффиксов, приставок 8.Нарушение порядка слов в предложении 9.Различные деформации предложений (пропуски, недописывание, искажения) 10.Отсутствие границ предложения 11.Различные деформации предложений сложной синтаксической конструкции (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного) 12.Трудности построения связного письменного текста (цельности, связности). В результате следующие ошибки: -деформации (отсутствие начала, заключения, пропуски частей); -нарушение логики построения текста; -неадекватное использование лексико-грамматических средств высказывания. |
1.Правописание парных звонких и глухих согласных 2. Правописание твердых и мягких согласных 3.Разделительный твердый знак 4.Разделительный мягкий знак 5.Удвоенная согласная 6.Непроизносимая согласная 7.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1.Правописание безударных гласных 2.Правописание родовых окончаний 3. Правописание падежных окончаний 4.Правописание предложных окончаний 5.Правописание личных безударных окончаний глаголов 6.Правописание предлогов 7.Правописание приставок, суффиксов, союзов и союзных слов. 8.Однородные члены предложения 9.Заглавная буква в начале текста и знаки препинания в конце. Текст 1.Трудности составления письменного плана 3.Трудности оформления связного письменного текста 4.Трудности вычленения смысла письменного дискурса |