Страница логопеда Аниконовой Е.А.

Аниконова Елена Анатольевна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

 

График логопедических занятий

 

Организация логопедической помощи в ГБОУ СОШ №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

     Специально организованной формой дополнительного обучения учащихся в школе являются логопедические занятия, направленные на оказание помощи детям, испытывающим трудности в продуктивном усвоении программы обучения русскому языку и чтению, что является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

     Среди учащихся начальных классов трудности овладения языком имеют различную структуру и степень выраженности:

 1гр.- фонетико-фонематические нарушения.

 2гр.- общее недоразвитие речи разного уровня.

     К первой группе относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). В письменной речи таких детей встречаются замены и смешения фонем (твёрдых-мягких; свистящих-шипящих; звонких-глухих; сонорных и т.д.), т.е. затруднена дифференциация звуков

- акустического (б/п. ш/ж, с/с’, в/в’...)  и(или)

- артикуляционного (с/ш, ч/ц ...)  сходства и различия звуков.

     Такие нарушения препятствуют успешному овладению навыками  анализа и синтеза звукового состава слов и нередко служат причиной появления специфических нарушений чтения и письма.

     Ко второй группе относятся дети, которые наряду с недоразвитием фонетико-фонематических процессов имеют недоразвитие лексико-грамматических средств языка – общее недоразвитие речи (ОНР). Эти отклонения приводят к тому, что дети испытывают большие трудности в овладении навыками чтения и письма, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам, так как страдают и словарный запас, и грамматический строй, и фонетико-фонематическая сторона речи. Таким детям свойственны: 1) недо-статочное понимание учебных заданий, вопросов или инструкций учителя;     2) трудности в формировании и формулировании собственных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.

     Для таких детей проводятся специальные коррекционные занятия, направленные на коррекцию дисграфии (специфических ошибок письма). Занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая два раза в неделю по расписанию. Комплектование групп проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по результатам исследования письменной речи.

 Задачи логопедической помощи:

 1. выявление характера, степени выраженности и причин возникающих трудностей,

 2. разработка маршрутов их преодоления,

 3. проведение специальных коррекционных занятий,

 4. консультирование учителей и родителей.            

     По результатам логопедического исследования  скомплектовано 10 учебных групп, в которых занимаются учащиеся 2-4 классов. На занятиях обязательно учитываются основные параметры психологического статуса школьника:

1. социальные особенности общения, воспитания и развития ребёнка (социально-бытовые условия, внутрисемейные отношения, отношения со сверстниками),

2. особенности познавательной сферы (уровень умственного развития, работоспособность, темп умственной деятельности, соотношение уровня развития ребёнка и программно-педагогических требований на данной ступени развития),

3. особенности мотивационно личностной сферы (мотив учения и ведущий тип его регуляции),

4. особенности поведения в ситуациях внутри школьного взаимодействия.

В особых случаях дети и родители направляются на консультации в ППМСЦ Красногвардейского района. 

 

 

Памятка для родителей

 

  Причины неуспеваемости детей в школе  

1. Неблагоприятные условия развития эмбриона в дородовом периоде (употребление матерью лекарств, наркотиков, никотина, алкоголя).

2. Дефицит материнской ласки, тепла, недостаточный уход за ребенком, разлад семейных отношений, что снижает тонус центральной нервной системы.

3. Состояние здоровья: частые болезни приводят к утомляемости, к снижению работоспособности.

4. Недостаточное речевое развитие, недостаточное логическое и абстрактное мышление, невысокий уровень абстрагирования.

5. Слабая моторика ребенка.

6. Низкая информированность об окружающем.

7. Некоммуникабельность.

8. Чрезмерная родительская опека, которая способствует развитию различных комплексов у ребенка: неуверенность в себе, нерешительность, замкнутость.

9. Несоответствие требований учителей и родителей возможностям учащихся.

    Домашние задания для логопедических занятий дети записывают в школьный дневник 2 раза в неделю.

 

 

Дифференциация ошибок письма

 

(По Ястребовой А.В.)

 

Специфические ошибки

Орфографические ошибки

Ошибки при нарушении звукопроизношения и фонематических процессов.

1.Смешение и замены согласных

(оппозиционных)

2.Пропуск гласных

3.Различные искажения звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, написание лишних букв)

4.Раздельное написание частей слова

5.Замены и смешения йотированных букв

6.Графические ошибки

Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи

1.Смешения и замены слов по акустическому и семантическому сходству

2.Различные искажения слоговой структуры слова

3.Ошибки падежных окончаний

4.Ошибки предложного управления

5.Ошибки согласования

6.Слитное написание предлогов со словом

7.Неправильное использование суффиксов, приставок

8.Нарушение порядка слов в предложении

9.Различные деформации предложений (пропуски, недописывание, искажения)

10.Отсутствие границ предложения

11.Различные деформации предложений сложной синтаксической конструкции (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного)

12.Трудности построения связного письменного текста (цельности, связности). В результате следующие ошибки:

-деформации (отсутствие начала, заключения, пропуски частей);

-нарушение логики построения текста;

-неадекватное использование лексико-грамматических средств высказывания.

1.Правописание парных звонких и глухих согласных

2. Правописание твердых и мягких согласных

3.Разделительный твердый знак

4.Разделительный мягкий знак

5.Удвоенная согласная

6.Непроизносимая согласная

7.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

1.Правописание безударных гласных

2.Правописание родовых окончаний

3. Правописание падежных окончаний

4.Правописание предложных окончаний

5.Правописание личных безударных окончаний глаголов

6.Правописание предлогов

7.Правописание приставок, суффиксов, союзов и союзных слов.

8.Однородные члены предложения

9.Заглавная буква в начале текста и знаки препинания в конце.

Текст

1.Трудности составления письменного плана
2.Трудности вычленения частей текста

3.Трудности оформления связного письменного текста

4.Трудности вычленения смысла письменного дискурса

 

 Звукобуквенный анализ и синтез слов